Этот термин был введен командой Яндекса в ноябре 2011 года в рамках улучшения качества услуг, предоставляемых их продуктом.
Основная задача поисковой сети – дать пользователю возможность как можно быстрее найти способ решения своей проблемы. Но так как в поиске находится огромное количество сайтов с похожим контентом, встает вопрос, а как их ранжировать с позиции полезности для пользователя?
Сайты начали оценить по следующим дополнительным факторам:
- Доверие к сайту, бренду, компании. Пользователь собирается потратить свои деньги, поэтому важно определить, стоит за сайтом серьезный бизнес или мыльный пузырь. Учитывается контактная информация, отзывы покупателей, портфолио.
- Удобство дизайна и пользовательского интерфейса. Пользователь должен иметь возможность легко найти и заказать нужный товар, ознакомиться с его описанием, сделать сравнения товаров между собой.
- Ассортимент. Хороший дизайн мало на что влияет, если каталог почти пустой, а большинства позиций нет в наличии.
- Цены. Они должны быть адекватными, не слишком низкими и не слишком высокими для данного сегмента.
- Способы оплаты, условия доставки. Чем больше способов оплаты и доставки, тем лучше. Сеть филиалов в разных городах с возможностью самовывоза – лишний плюс к рейтингу.
Несмотря на то, что указанные факторы «коммерческие», они применяются не только к интернет-магазинам, но и к любым другим ресурсам. Ведь задачи пользователя при вводе поисковых запросов не ограничиваются желанием что-то купить.
Рассмотрим основные способы сделать сайт лучше с позиции основных факторов ранжирования.
Контактная информация
Эта информация особенно важна для коммерческих организаций, поэтому нужно аккуратно и грамотно ее заполнить.
1. Заведите на сайте отдельную страницу контактов, содержащую также схему проезда. По схеме должно быть понятно, как вас лучше найти.
2. Не поленитесь продублировать контакты в шаблоне на каждой странице, например, адрес и телефон в подвале, основной номер телефона в шапке.
3. Если у вашей компании несколько контактных номеров, в шапку поставьте основной, а остальные упомяните в подвале и на странице контактов.
4. Для телефонов разного назначения делайте пояснения: «бесплатная горячая линия», «служба поддержки» и т. д.
5. Рекомендации по оформлению самих контактов:
- Заполняйте почтовый адрес полностью, с индексом и городом. Например: «837433, г. Москва, ул. Удачная, д. 15, стр. 3, оф. 1345».
- Телефон нужно указать с кодом города. Так пользователь сможет сразу вас набрать при просмотре сайта со смартфона. Примеры: 8 (800) 999-10-12, + 7 (455) 434-43-22.
- Режим работы должен быть указан рядом с телефонами, чтобы сразу было понятно, когда лучше позвонить.
6. Блок мессенджеров обычно отделяют от остальных контактов.
7. Адрес электронной почты выглядит солиднее, когда он находится на собственном домене, а не на бесплатных почтовых сервисах. Для нескольких адресов желательно сделать уточнения, для чего они: support@domain.ru (служба поддержки).
8. Поставьте кликабельные ссылки на социальные сети в подвале или шапке. Самое главное, чтобы они вели на актуальные и регулярно обновляемые аккаунты. Узнаваемые иконки лучше текстовых ссылок.
9. Серьезные компании не боятся указывать свои полные банковские реквизиты.
10. Пара слов о всевозможных формах:
- Если делаете форму обратной связи, не заставляйте пользователя заполнять ее слишком долго. Достаточно трех полей: имя, номер телефона (адрес почты) и текст сообщения.
- Для формы «Заказать обратный звонок» указывается только номер телефона.
- Формы онлайн-консультаций не должны разворачиваться на весь экран и нервировать пользователей. Также не стоит выводить их в нерабочее время, когда сотрудник не сможет ответить.
11. Для крупных компаний с несколькими отделами страница контактов оформляется блоками. Например:
Служба поддержки
Тел.: + 7 (233) 233-22-22
Факс: + 7 (233) 233-22-32
Служба доставки
Тел.: + 7 (233) 233-32-22
12. Если указываете контакты сотрудников, не поленитесь написать о каждом хотя бы пару слов, разместить их небольшие фотографии.
Информация о компании
Не стоит писать о компании на главной странице – она предназначена для другого: краткого описания услуг, приветственного текста, конкурентных преимуществ. Для истории компании нужно выделить отдельный раздел.
Что еще помимо истории можно разместить в разделе «О компании»:
- Фотографии офиса как внутри, так и снаружи. Они сразу дают понять, что у вас реально существующая фирма, которую можно посетить.
- Сканы сертификатов, наград в хорошем качестве. Описание, что они означают.
- Форму для отзывов о компании (не о товарах!) и сами отзывы. Естественно, у формы должна быть настроена премодерация.
Каталог товаров или услуг
Конечно, есть компании, которые специализируются на продаже какого-то одного продукта, но обычно чем больше товаров и услуг указано на вашем сайте, тем лучше это для продвижения.
Рекомендации по улучшению каталога:
- Разделите товары по понятным категориям и подкатегориям.
- Для больших каталогов предусмотрите способы сортировки, фильтрации и поиска нужного товара.
- Указывайте статус товаров: «в наличие», «под заказ», «закончился».
- Каждый товар должен иметь отдельную карточку с фото, характеристиками и отзывами.
- Очень выигрышно смотрятся 3D-модели и видео, блоки сравнения похожих товаров, рекомендации сопутствующих товаров к основному.
Важно не просто заманивать пользователей красочными картинками и описаниями товаров и услуг, но и указывать цены. Правда, если речь идет об услугах, это не всегда возможно. Например, стоимость часто не указывают на сайтах с установкой пластиковых окон, потому что финальная стоимость зависит от многих факторов. В этом случае есть два выхода: указать средние или минимальные цены с приставкой «от», либо разориться на разработку работоспособного калькулятора стоимости.
Процесс покупки товаров
Процесс покупки должен быть простым и понятным, потому что многие сделки купли-продажи совершаются спонтанно. Если же новый пользователь сталкивается с необходимостью переходить на какой-то другой сайт, заполнять длинную форму регистрации, вводить 10 кодов из смс, протыкивать машинки на фотографиях, чтобы доказать, что он не робот, а потом начинать собирать корзину заново, потому что все его покупки обнулились, не удивляйтесь, что у вас так мало заказов.
Оформление заказа должно происходить на отдельной странице, а не во всплывающем окне. У пользователя должна быть возможность проверить свои покупки, перейти в карточки товара по активным ссылкам, внимательно заполнить все данные для доставки, не боясь, что окно случайно закроется.
Как повысить доверие к онлайн-магазину
Пользователь сделает заказ только в том случае, если будет уверен, что его деньги не улетят в пустоту.
Факторы, которые всегда повышают доверие к интернет-магазину:
- Информация о гарантиях, способах оплаты, условиях доставки и возврата товара, которую легко найти.
- Несколько доступных способов оплаты.
- Действующие скидки и акции.
- Программы лояльности, системы бонусных баллов. Но их условия не должны быть слишком сложными.
- Наличие нескольких способов доставки, подробной информации о сроках и стоимости доставки по городу и в регионы.
- Наличие точек самовывоза.
Другие рекомендации
- Навигация по страницам должна быть простой и удобной.
- Наличие пустых разделов «В разработке» на сайте недопустимо.
- На страницах информационных ресурсов должно быть как можно меньше сторонней рекламы. В онлайн-магазинах ее не должно быть совсем.
- Используйте микроразметку schema.org хотя бы для основных страниц.
- Зарегистрируйте компанию в Яндекс.Справочнике и других сервисах Яндекса, чтобы поисковик индексировал сайт чаще.
- Ресурс должен корректно отображаться на любых устройствах: ПК, планшетах, смартфонах.
- После каждого обновления популярных браузеров или ПО у хостинг-провайдера проверяйте свой ресурс на работоспособность. Возможно, «поехал» дизайн, перестала работать часть анимации интерфейса или формы заказа.
Дополнительные факторы ранжирования в Google
Про этот поисковик известно меньше, чем про Яндекс, но негласные факторы ранжирования в нем тоже присутствуют. Росту позиции сайта обычно способствуют:
- интерактивные элементы интерфейса;
- маркированные списки;
- внутренние ссылки.
На позиции не влияют:
- участие сайта в AdSense или Adlinks, AdWords;
- упоминания сайта в соц. сетях;
- видео-контент.
Стоит ли улучшать коммерческие факторы ранжирования?
Этим вопросом задастся любой собственник после прочтения этой статьи. Ведь если оформление страницы контактов потребует разве что немного времени и усидчивости, то внедрение фильтров в интернет-магазине или пересмотр процесса заказа товаров потребует значительных финансовых вложений.
Да, заниматься этим стоит. Потому что невозможно сделать идеальный сайт, который будет актуален долгие годы – в интернете все слишком быстро меняется. Вы же не перестаете улучшать свой каталог товаров и услуг, искать новые «фишки», которые понравятся покупателям. Вот и с сайтом то же самое. Если пустить все на самотек, в один «прекрасный» день можно значительно потерять позиции, потому что Яндекс ввел новые факторы ранжирования.
Если вы хотите улучшить свой сайт, но не знаете, с чего начать – обращайтесь ко мне. Я проведу полный аудит и составлю список рекомендаций, что требует первоочередного вмешательства, а с чем можно повременить.